План действий Министерства образования на 100 дней

Кабинет министров заработал в новом составе. Министерство образования и новый министр Сергей Квит предложили свой план работы на 100 дней. Об этом было объявлено на пресс-конференции 4 марта.

Главное задание - содействовать достижению учебными заведениями наилучшего качества образования, ликвидировать ежедневный контроль, отказаться от репрессивных функций министерства, перейти на партнерские отношения с учебными заведениями.

За 100 дней планируется начать и частично выполнить.

Ниже представлены пункты действий по разным направлениям.

BEST Репетитор, как компания, которая принимает участие в образовательном процессе, попробует дать короткую оценку реальности целей и их необходимости в целом.

Эффективность, прозрачность и публичность работы МОН Украины

1. Прозрачная бухгалтерия и публикация бюджета МОН on-line

2. Специальный финансовый аудит

3. Минимальный растраты на удержание аппарата министерства.

4. Электронный документооборот на уровне МОН, в перспективе - электронное управление по всей образовательной системе

5. Расследование коррупционных схем, которые действовали при министре Д. Табачнике

6. Привлечение общественности для принятия важных решений. Реформирование общественного совета при МОН

Оценка BEST Репетитор: пункты 1, 2, 4, 6 нужны, реальны и зависят от решения министра. Пункты 3 и 5 могут пройти при согласовании с другими министерствами, а реальное решение зависит от желания новой власти провести изменения не только на словах, но реально на всех уровнях.

Децентрализация управления в образовании и обеспечение прав участников учебного процесса

7-8. Отмена отдельных бюрократических указов МОН, уменьшение количества отчетов руководителей учебных заведений, преподавателей, учителей. Упрощение отчетности в целом.

9. Лишение Госинспекции учебных заведений репрессивных функций и изменение подхода в сторону помощи учебным заведениям со стороны инспекции

10. Мораторий на проверки и инспекции учебных заведений до конца учебного года, кроме запланированных финансовых ревизий и комиссий по обращениям студентов, преподавателей или родителей.

11. Передать функции предоставления грифов учебной литературе Ученым советам ВУЗов, а учебников в сфере среднего образования - специальной независимой институции.

12. Обеспечение образовательного процесса государственным языком, а также языками национальных меньшинств. Поддержка использования английского языка в учебном процессе и научных достижениях.

13. Всестороннее содействие и поддержка развития студенческого самоуправления и школьного управления.

Оценка BEST Репетитор: пункты 7, 8, 10, 13 нужны, реальны и зависят от решения министра. 9, 11 могут быть реализованы вместе с всеобщим процессом изменения мышления - независимость в принятии решений и децентрализации управления. 12 - языковой вопрос стал причиной внутренних и внешних спекуляций и нагнетания обстановки. Сам вопрос крайне важен и здесь нужен взвешенный подход, а решения министерства помогут успокоить ту часть населения, которая дезориентирована в реальной ситуации языкового вопроса. Поддержка английского языка в научной сфере и учебном процессе безусловно положительный пункт.

Участие в законотворчестве

14. Принятие нового закона о высшем образовании, разработанного под руководством Михаила Згуровского.

15. Работа с Комитетом ВРУ относительно разработки закона “Об образовании”

16. Работа с Комитетом ВРУ относительно разработки новой модели управления научной сферой.

Оценка BEST Репетитор: реформирование системы образования, а также научной сферы  требуется уже давно, потому здесь необходимо положиться на профессионалов, даже если решения будут непопулярными и не принятыми многими участниками процесса. Результаты этой работы могут появится уже позднее срока в 100 дней.

Среднее образование

17. Изменения в госстандарты образования, планы, программы и т.д.

18. Пересмотр и общественное слушание некоторых уже принятых документов. Концепция профильного образования. Концепция литературного образования и др.

19. Обеспечение проведения Всеукраинских ученических олимпиад, Всеукраинского конкурса “Учитель года”, участие в международных конкурсах и  олимпиадах.

20. Завершение учебного года, проведение ДПА на условиях права выбора их форм непосредственно учебными заведениями.

21. Отмена ограничений на использование учебников выданных до 2012 года.

22. Прозрачный конкурсный отбор и печать учебной литературы.

Оценка BEST Репетитор: пункты 17, 18, 21 - нужны и вполне реальны для выполнения. 19 - этот пункт оказался под угрозой срыва, так как не определен статус Крыма, плюс выделение средств на проведение. 20 - интересно будет смотреть над реализацией этого пункта, так как расширение полномочий учебных заведений в проведении аттестации может просто нивелировать этот экзамен. 22 - надеемся на объективность новой власти.

Высшее образование

23. Упрощение процедур лицензирования и аккредитации ВУЗов

24. Отделение Всеукраинской аттестационной комиссии от МОН Украины и обеспечение прозрачности в работе

25. Прозрачность вступительной компании. Усиление роли ЗНО.

26. Восстановление активной работы с международными партнерами в сфере образовательных программ. Создание базы международных учебных программ для ВУЗов и студентов.

Оценка BEST Репетитор: 23, 26 - необходим одновременно с интеграцией украинского образования в международные системы. 24 - крайне важный пункт, здесь также необходима внешняя помощь в регуляции решений этой комиссии. 25 - необходимо привлечение общественных организаций для мониторинга этого процесса и реальное влияние на принятие решений в ходе улучшения системы тестов и поступления.

13 марта 2014 года, BEST Репетитор