Уже 5 лет в Украине сертификаты внешнего независимого оценивания являются обязательными для поступления в высшие учебные заведения страны. Несмотря на многочисленную критику, все же эта система продолжает развиваться и позволила уменьшить долю предвзятого отношения к абитуриентам. Система внешнего независимого оценивания в большой степени позволила уменьшить взяточничество в приемных комиссиях. Теперь для поступления в ВУЗ достаточно подать результаты пройденных тестов, к оценке которых никто из преподавателей высшего учебного заведения никакого отношения не имеет. Если раньше кто-то из университета мог поспособствовать поступлению, то сейчас эта возможность сведена к минимуму.
Проблемы в работе информационной системы «Конкурс» и единой базы по вопросам образования привели к тому, что Министерство продлило для некоторых ВУЗов сроки зачисления на бюджет с 11 до 15 августа и также дало возможность манипулировать с итоговыми списками рекомендованных к зачислению. Попасть в список студентов, не имея высоких рейтинговых баллов, - это лазейка в системе, которой можно пользоваться. Достаточно было сдать оригиналы документов на ту специальность, где был недобор по третьей волне – и вы студент. Как говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. В данном случае именно такую информацию и можно было продавать.
За время пребывания в болонском процессе изменилась и система перехода от бакалавра до магистра (специалиста). Если раньше это происходило в автоматическом режиме и больше зависело от желания студента-бакалавра, то теперь для продолжения обучения необходимо не только желание, но и знания. Учитывается средний балл аттестата об образовании, результат экзамена по иностранному языку и результат экзамена по профильному предмету. Повысить свои шансы можно за счет научных наработок: студенческие олимпиады, статьи в профильных изданиях, участие в конференциях и т.д. Вот здесь и приходит проблема, когда сами учим, сами принимаем экзамен, сами оцениваем работу. Оценка по профильному предмету является в большинстве случаев ключевой, а значит и может быть камнем преткновения и полем для «проталкивания своих студентов». Кто готовит экзамен? – кафедра. Кто принимает? – кафедра. Кто ставит оценку? – кафедра. А кому поставить правильный балл (или сдать вопросы экзамена еще до экзамена) – это и решается до экзамена. Цена вопроса? – зависит от специальности и стоимости контрактного отделения.
Но ведь так потом выпускаются экономисты, врачи, юристы, летчики и другие специалисты, от работы которых зависит жизнь отдельных людей и народа в целом.
Если до западных аналогов тестирования бакалавров нам еще далеко, то можем увидеть, как в этом направлении работают страны соседи. В России уже давно работает программа тестирования студентов-медиков. Все компьютеризировано, а контроль ведет Минздрав, а не преподаватели ВУЗов. Переход на масштабы страны заложен в программу развития образования до 2020 года.
Основной проблемой внедрения внешнего независимого оценивания для студентов является большой разброс в профильных предметах. Для выпускников школ определено 13 предметов, по которым можно сдать тестирование. Украинский язык и литература является обязательным для всех. Для поступления нужно выбрать еще как минимум два предмета (если отсутствует творческий конкурс). Самыми популярными являются математика, история Украины, география, английский, биология, физика. Что же касается студентов, то здесь разобраться очень сложно. Если взять ИТ-отрасль то экзамен по математике или физике может носить совсем разный оттенок и иметь свои особенности в каждом отдельном ВУЗе.
Решение этой проблемы может заключаться в том, чтобы выбрать список направлений, подготовка по которым для государства является крайне важной и критичной (те же врачи, экономисты, юристы) и для них разработать систему независимого внешнего оценивания, чтобы убрать возможность влиять на результат внутри ВУЗа. Остается только ждать.
BEST Репетитор, 15 августа 2012