Новости образования

Словарный запас: как достичь свободы в беседе с иностранцем

Кто хоть раз брался за изучение иностранного языка, сталкивался с тем, что есть жизненная необходимость в расширении словарного запаса. Хочешь, не хочешь – а слова приходиться учить. Для свободного общения на английском либо немецком достаточно две-три тысячи слов. А после школы, если конечно не очень повезло с учителем, не было репетитора и класс не профильный по иностранным языкам – наберется какая-то малая тысяча слов.  Этих слов хватит разве что на то, чтобы сказать как тебя зовут, где живешь, что Киев – это столица Украины, Лондон – это столица Великобритании, и конечно на то, чтобы рассказать всем, что ты обычно делаешь по утрам и кто дежурный в классе.

По словарному запасу очень легко определить, насколько человек грамотен и профессионален в  данном языке. Много времени уходит на то, чтобы запомнить слова, но не меньших усилий стоит научиться извлекать заученные слова из памяти. Ученые различают краткосрочную (до двух суток), долгосрочную (хранение информации о всей жизни) и память средней продолжительности (здесь хранятся события за последние несколько месяцев).

Также память разделяют по частоте использования и воспроизведения – активная и пассивная. Любая информация, которую может обработать наш мозг, заносится в пассивную память. За воспроизведение же отвечает активная память. Различные методы запоминания по-разному влияют на описанные виды памяти. Оптимальный вариант развивать долгосрочную активную память.

Заучивание слов списками

Обычно этим методом пользуются, когда времени мало, а выучить надо много. Причем слова в списке могут быть практически не связаны по смыслу. Тот же студент, готовясь к экзамену или зачету – проделывает этот трюк неоднократно. В течение нескольких дней запоминается огромный объем информации. Работает активная краткосрочная память. Если эту информацию впоследствии не повторить – то можно делать все заново. А кому хочется после полученной оценки открыть книгу и повторить весь материал еще раз?

От слова к слову

Найдя незнакомое слово, попробуйте прочитать его определение на изучаемом языке. Да! Именно не на русском, а на изучаемом. В основном вы сможете понять смысл. Но будут одно-два слова, которые окажутся не понятными. Ничего, ищите их значение также на иностранном языке. И так до тех пор, пока не поймете смысл всех встретившихся слов. А дальше берите новое слово и все сначала.

Изложение

Хорошим способом, хотя и весьма трудоемким, перенести слова из пассивной краткосрочной памяти в активную долгосрочную является написание изложений и сочинений по заданной теме. Мало кому нравится – но работает.

Метод «25 кадра»

Человеческий мозг может воспринимать и воспроизводить видеоряд из 24 кадров в секунду. Двадцать пятый кадр заноситься в подсознание. Причем активно используется пассивная память. Таким образом, можно загнать в память достаточно большой словарный объем, но проблемы возникают на этапе воспроизведения в результате малого использования активной памяти. Это больше похоже на то, а как получить все и при этом ничего не делать?

Читаем «записки» с переводом

На одной стороне небольшого листа бумаги (можно взять стикеры) слово на изучаемом языке, на другой стороне – перевод. Если есть несколько значений – то список с вариантами. Начать можно с небольшого количества, а позже добавлять новые карточки. Такой набор можно разложить по всей квартире, а можно носить стопкой в кармане и доставать по одной. Здесь конечно помогает и то, что вы сами от руки пишете эти карточки.

Изучение синонимов

Много слов имеют свои синонимы. Попытайтесь, услышав или увидев новое слово (или старое), найти к нему синонимы. Часто похожие по переводу слова могут иметь различный смысл или оттенок. Например, всем привычное слово «чашка» имеет такие переводы: cup, bowl, pan, basin, bob. Было бы неплохо знать значение каждого из этих английских вариантов. Это поможет красивее и правильнее изъяснить свою мысль, а в изучении художественной и научной литературы вообще понять смысл написанного.

Тематические тексты

Возьмите статью объемом до пяти тысяч знаков на определенную тему: история, биография, про дом, еду, спорт, увлечение, игры, сказки и т.д. Далее на отдельный лист выпишите все незнакомые слова и перевод. Берите новую статью по этой же теме. Многие слова уже будут знакомы. Незнакомые добавляйте на тот же листок. Слова будут сгруппированы по темам,  а при написании слов вы задействуете активную память.

Слушаем, читаем без перевода

Отличие метода от тематических текстов в том, что незнакомые слова мы не заучиваем, а пытаемся понять смысл текста без дословного перевода – главное уловить идею и научиться понимать слова без умственного перевода на русский. Как модно сейчас говорить – думать на языке оригинала.

Игра в ассоциации

Очень подойдет для детей. Дети плохо усваивают сплошной текст, но зато отзывчивы на фотографии, видео, звуки, жесты, картинки, словосочетания и мнемонические правила. Потому, сопровождая слова и ассоциируя их соответствующими объектами можно достичь отличных результатов. Часто нам и самим неплохо побыть детьми и изучить необходимый материал через ассоциации.

С миру по слову, а вам – словарный минимум

Используйте каждую возможность говорить на иностранном языке. Может быть, вы случайно встретили носителя языка, или где-то появилась возможность пообщаться в спикинг-клабе, или на конференции или просто увиделись со знакомым, который также изучает английский, или немецкий, или какой-либо другой язык. Проведите немного времени в диалоге. Сразу будет трудно формировать правильные конструкции. Но это пройдет со временем. После этого обязательно проанализируйте ваш разговор. Просмотрите значение слов, которые вы употребили. Вспомните те моменты, в которых было тяжело изъясниться, и посмотрите в словаре варианты по этой теме.

Репетитор или смогу сам

Конечно, вы можете испробовать каждый из этих методов и найти тот, который вам наиболее подходит. Репетитор в большей мере поможет найти комбинацию нескольких методов соответственно вашей индивидуальности. И, что играет ключевую роль в достижении результата, - это держаться дисциплины и системы в работе над своим словарным запасом, произношением и разговорным. Одно дело, когда вы скажете себе – что сегодня можно отдохнуть. Другое – вы точно знаете, что на сегодня есть задание – его проверят, а потому точно надо отработать. Со временем такие встречи и занятия перейдут в привычку. А такая привычка, поверьте и согласитесь, является хорошей. Побольше бы таких.

25 октября 2011

по материалам BEST Репетитор